Конституционный суд пояснил, как должны функционировать суды, пересматривая дела о возмещении вреда, причиненного уголовным преследованием, которое только частично признано незаконным. За соответствующими разъяснениями обратился Калининградский гарнизонный военный суд.
В августе прошлого года в том направлении поступил иск к Министерству финансов о взыскании 250 000 руб. в счет возмещения имущественного вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, и затрат по оплате юрпомощи. Начав пересматривать дело, суд установил, что 26 июля 2016 года дело по ч. 1 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий) в отношении заявителя было прекращено за отсутствием состава правонарушения. Вместе с тем обвинения по п. "а" ч. 3 той же статьи (превышение полномочий с применением насилия либо с угрозой его применения) сняты не были. В последних числах Августа дело поступило к прокурору для утверждения обвинительного заключения, а первое судебное совещание по нему прошло в середине ноября.
Еще до начала слушаний гарнизонный военный суд направил запрос в КС, приостановив делопроизводство о возмещении имущественного вреда. Он просил проверить на соответствие Конституции ст. 135 УПК, где перечислены виды имущественного вреда, который могут возместить реабилитированному лицу, и порядок требований о его возмещении. Эта норма возлагает на суд обязанность в течение месяца со дня поступления требования найти размер вреда и вынести распоряжение о выплате. Наряду с этим она не разрешает изучить материалы, содержащие сведения о размере предполагаемого возмещения, в случае если дело прекращено частично и расследование длится в другой части. Помимо этого, согласно точки зрения суда, не установлен также механизм истребования дела у прокурора и отсутствует возможность приостановить рассмотрение требований реабилитированного до разрешения по существу его дела.
Тем самым, как указал суд, в действующем уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует механизм, разрешающий суду в надлежащий срок решить о возмещении имущественного вреда, причиненного уголовным преследованием, которое признано незаконным частично.
КС, со своей стороны, подчернул, что суд, пересматривающий требования реабилитированного, обязан установить размер причиненного вреда, в частности размер практически понесенных затрат по оплате юрпомощи. Для этого он вправе как по ходатайству заинтересованных лиц, так и по своей инициативе получать нужные доказательства, включая заключение специалиста, показания свидетелей, и истребовать документы. Продолжение же уголовного преследования не мешает рассмотрению требований о возмещении вреда, который был причинен в следствии прекращенного по реабилитирующим основаниям уголовного преследования за совершение другого независимого правонарушения.
Ознакомиться с полным тестом распоряжения КС № 61-О от 17 января 2017 года возможно тут.
Просмотрите еще интересную информацию на тему как принять директора в порядке перевода оао. Это вероятно будет небезынтересно.